Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

Общие вопросы

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

В муниципальной системе образования города Ивантеевки Московской   области насчитывается 180 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в общеобразовательных организациях города обучается 155 человек, дошкольные  организации города посещают 25 детей.

 Дошкольное образование

Несмотря на острую недостаточность мест в детских садах на базе 5 дошкольных образовательных организаций  Администрацией города были сохранены и продолжают работать 11 групп для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья:

На базе МБДОУ № 13 работает 3  коррекционных группы для детей с нарушением зрения.

В детском саду созданы все условия для реабилитации детей с нарушением зрения и подготовке их к школе: лечебный кабинет, оборудованный необходимой для лечения зрения детей аппаратурой, где работает высококвалифицированный врач-офтальмолог и медсестра – ортоптистка.

Специалисты (учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, учитель-логопед) обеспечивают развитие ребенка путем психолого-педагогического сопровождения, создают условия для развития зрительного восприятия, развития речи, психических функций детей. Вся коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществляется как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности, то есть на занятиях. Педагоги, работающие в этих группах, проводят обучающие групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия с обязательным присутствием коррекционной работы по снятию глазного напряжения, развитию зрительного восприятия, ориентировки на плоскости и пространстве.

Все специалисты, воспитатели спецгрупп регулярно проходят курсы повышения квалификации по работе с детьми с нарушением зрения.

Во всех группах оформлены разные «маршруты-тренинги» для развития зрительных функций глаза. В детском саду музыкальный и физкультурный залы оборудованы в соответствии с учетом зрительных возможностей детей.

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушением зрения проводиться  два раза в год. 

В МБДОУ № 10 работает 3 группы для детей  с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основным направлением работы учреждения является профилактика и лечение нарушений функций опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие и др. 

Для этого ДОУ оснащено всем необходимым оборудованием: кабинет ЛФК, массажный кабинет, тренажёрный зал.

В процессе воспитания, обучения и специальной коррекционной работы, специалисты данного учреждения обеспечивают исправление дефектов физического развития воспитанников на 98% -100%, что крайне необходимо для социальной адаптации и самостоятельной деятельности ребёнка в дальнейшей его жизни;

На базе МБДОУ № 15, 12, 19 и 3 открыты группы для детей с нарушением  развития речи.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе.

Обучение и воспитание детей в данных группах базируется на основе обязательного минимального содержания для дошкольного образовательного учреждения с учетом дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией.

В соответствии с образовательными требованиями в области дошкольного обучения и воспитания реализуются программы, способствующие выравниванию в соответствии с возрастными требованиями  состояния речевой системы и психофизических процессов у детей с нарушениями речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Помимо установления доминирования в логопедической работе потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда, как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, программой учтен потенциал других участников коррекционно-образовательного процесса – педагогического коллектива ДОУ, родителей и самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность логопедической работы.

Сегодня в городе идёт строительство детского сада по ул. Школьная, который будет  реализовывать программу инклюзивного образования.   Во вновь строящемся дошкольном образовательном учреждении  будут созданы  специальные условия для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит  совместить  обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями.

Основное общее образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» является базовой школой в реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Для реализации проекта дистанционного обучения детей-инвалидов в процесс обучения включены 14 педагогов. На сегодняшний день все учителя, участвующих в данном проекте, имеют сертификаты о прохождении курсовой подготовки педагогических работников по программе дистанционного обучения детей-инвалидов. Каждый педагог обеспечен индивидуальным рабочим местом, которое размещается в специализированном кабинете школы. Для ребенка, участвующего в программе, оборудовано рабочее место на дому, которое включает в себя персональный компьютер со свободным выходом в сеть интернета и необходимыми приложениями для осуществления образовательного процесса.

Для осуществления процесса обучения учителями разработаны индивидуальные учебные планы для каждого ребёнка, которые рассчитаны на традиционную форму обучению и его дистанционную составляющую. Так, из общего числа учебных часов, выделенных на обучение детей, в среднем в учебном плане 2-3 часа отводится  на дистанционное обучение ребенка. В наличии у педагогов имеется большое количество учебно-методического материала, который помогает им успешно реализовывать обучение детей в дистанционном режиме.

В МБОУ «Гимназия №3», СОШ №1 и СОШ №8 в рамках реализации программы по созданию безбарьерной среды оборудованы пандусы, тактильная плитка, тактильная лента, оборудованы туалет для инвалидов со всем необходимым оснащением: унитаз, раковина, специальные краны, поворотное зеркало, держатели.

Расширенные проемы дверей, специальные учебные столы, стол для приема пищи, модульная система пандусов, устройство межэтажной транспортировки инвалидов, тактильные и информационные знаки позволяют свободно посещать занятия детям с нарушением опорно-двигательной системы и слабовидящим.

Организация обучения детей инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.

Дополнительное образование

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность заниматься в творческих объединениях на базе.

О работе кружков можно ознакомиться на сайте ЦРТДи Ю.

Богатейшее поле для эстетического развития детей-инвалидов, а также развития их творческих способностей представляет декоративно-прикладное творчество.

С октября 2013г. в МБОУ "СОШ №5" работает объединение декоративно-прикладного творчества «Разноцветная кудель» для детей с ограниченными возможностями здоровья.